Илья Кабанов: «Не все и не всегда шли по четкому бизнес-плану»
Известный российский научный коммуникатор, редактор научно-популярного альманаха metkere.com Илья Кабанов рассказал о научном подходе к бизнесу на майском заседании Бизнес-клуба Высшей школы бизнеса НГУЭУ.
Мастер-класс, призванный познакомить с качественно новым и объективным подходом к ведению бизнеса, назывался «Наука в бизнесе: как научный метод помогает зарабатывать и делать жизнь лучше».
В начале своего выступления эксперт обозначил:
«Никакой научный метод не работает, сталкиваясь с суровой реальностью». И добавил: «Мы живем в потрясающее время: новые знания и технологии генерируются с нереальной скоростью. Пожалуй, никогда раньше в истории человечества не было такой скорости генерации знаний: даже в Эпоху Просвещения, даже в замечательном 1905 году, когда Эйнштейн придумал свои гениальные теории. Сегодня, что ни день, то новое открытие, что ни неделя, то появляется научная работа, которая заставляет переписывать школьный учебник. Этот массив новых знаний, безусловно, оказывает сильное влияние на нашу жизнь. Мы можем от него отгораживаться: это дело ученых, а мы лучше будем заниматься чем-то своим. Но мне кажется, что во всем этом многообразии и буйстве открытий, работ, исследований можно и нужно найти что-то, что будет полезно для каждого из нас».
И предприниматели – не исключение. Итак, о конкретных шагах внедрения научного подхода в бизнес-практику.
Шаг первый. Задавайте вопросы:
«С чего начинается любое исследование и, как мне кажется, наша с вами деятельность? Мы задаем вопрос. И это очень интересное свойство человека, которое часто забывается: если мы будем включать любопытство и задавать самим себе вопросы, прежде чем что-то делать, многих грабель, лежащих в неудачных местах, удастся избежать. Естественно, вопросы ученых связаны с темой их исследования: что еще нужно изучить, где «белое пятно», во что углубиться. В бизнес-варианте вопрос звучит так: что нужно клиентам и потребителям. В Яндексе есть довольно строгое правило: прежде, чем запустить в производство какой-то сервис или продукт, здесь задаются вопросом: в чем счастье пользователя, какую его задачу решит новый продукт, станет жизнь лучше или хуже после его внедрения. Думаю, если мы будем чаще задаваться подобными вопросами, с самого начала обозначим себе «флажками» предстоящий путь. А, возможно, и вовсе никуда не пойдем».
Шаг второй. Изучайте предмет:
«Есть ученые, которые, задав вопрос, сразу бросаются в пучину, что зачастую приводит к появлению лженаучных теорий. Та самая ситуация, когда люди бомбардируют научные журналы статьями об изобретении вечного двигателя. Почему так происходит? Потому что они не изучили предмет, не посмотрели, что сделано предшественниками, не прочли гигабайты научных работ, опубликованных за несколько веков. Что представляет собой изучение предмета в бизнесе, когда вы решаете что-то изменить или открыть новое направление? Если проводить аналогию с наукой и сводить к понятному алгоритму, речь идет об изучении потребителей и конкурентов».
Шаг третий. Сформулируйте гипотезу:
«От правильности действий на этом шаге зависит конечный результат. Есть огромное количество научных исследований с дорогими экспериментами, над которыми трудились международные коллаборации, но без внятных результатов, поскольку изначально гипотеза была неверной. Такое бывает у каждого из нас: мы бросаемся решать какую-то важную задачу, а потом выясняется, что она существует только в нашей голове. Аналогом научной гипотезы является бизнес-план с прописанной целью, к которой мы хотим прийти через запланированное время. Но, если мы посмотрим на успешные бизнесы, поймем: не все и не всегда шли по четкому бизнес-плану. Так, британский предприниматель Ричард Брэнсон – владелец нескольких сотен компаний, в числе которых Virgin Galactic, – постоянно отодвигает срок отправки людей в космос. План на бумаге – это классно, но в реальной жизни бывают вещи, которые его отодвигают».
Шаг четвертый. Проведите эксперимент для проверки:
«Проверка гипотезы в случае с бизнесом – это его операционная деятельность, то, ради чего, собственно, он и затевался. В моей бизнес-практике созданное в голове прекрасное видение развития бизнеса редко соответствовало полученному результату. Несколько раз мы с партнерами меняли цель, концепции и стратегии. Так, в 2007 году мы решили, что Новосибирск «созрел» для хорошего, качественного пресс-центра. Написали бизнес-план, нашли помещение. А потом началось то, что началось в 2008 году. Тот факт, что мы не успели взять кредит на открытие современного и прекрасного пресс-центра, - одно из самых счастливых событий в моей жизни. Хотя был бизнес-план, подкрепленный нашей готовностью. Но экспериментально идея не сработала. Эта и много других похожих историй показали мне, что нужно быть гибким, не бояться менять себя, если того требуют обстоятельства. Здорово, когда есть четкое видение своей цели и рельсы к ней, но иногда можно и нужно свернуть».
Шаг пятый. Проанализируйте данные:
«То, что мы делаем, не всегда соответствует тому, что запланировали. Анализируйте то, что делаете в рамках своих экспериментов!»
Шаг шестой. Опубликуйте результаты:
«Ученые действительно публикуют результаты своей работы. Со стороны бизнеса закономерен вопрос – почему мы должны делиться со всеми своими наработками, существует «экономическая тайна». Но есть реальные примеры, когда эта рекомендация срабатывает и в преломлении бизнеса. Самый простой: ИИ-компании периодически проводят конкурсы для хакеров, предлагая найти ошибки в своем софте. Некоторые целенаправленно выкладывают свои наработки в open source, с тем чтобы сообщество доработало предложенную технологию. Будьте открыты и готовы делиться!»
Источник: nsk.dk.ru/news