В Госдуму внесен законопроект о госрегулировании торговой деятельности маркетплейсов

Поддержка и развитие субъектов малого и среднего бизнеса города Новосибирска

6 марта 2024
Законопроектом планируется урегулировать:

  • деятельность владельцев агрегаторов информации о товарах;
  • деятельность продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов;
  • отношения, возникающие между владельцами маркетплейсов, продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов;
  • особенности осуществления госконтроля (надзора) за соблюдением установленных правил и требований.
В частности, в тексте содержатся определения понятий "электронная торговля", "агрегатор информации о товарах", "владелец агрегатора информации о товарах", "продавец товаров на агрегаторе информации о товарах", "владелец пункта выдачи заказов", "пункт выдачи заказов", "покупатель товаров на агрегаторе информации о товарах", "карточка товара" и т. д.

Устанавливаются существенные условия и иные требования к договорам, заключаемым владельцем агрегатора о товарах с продавцом и с владельцем пункта выдачи заказов. Например, договор должен содержать сведения о перечне оказываемых услуг, о порядке реализации товара на агрегаторе, особенностях определения и изменения цены на товар, правилах установления размера вознаграждения владельца агрегатора, особенностях осуществления взаиморасчетов между сторонами и т. д. В нем же необходимо будет прописывать ответственность сторон за нарушение положений договора, включая перечень санкций, основания и порядок их применения. Законопроектом предусмотрено обязательное размещение текста договора в действующей и предыдущих редакциях на интернет-сайте владельца агрегатора информации о товарах.

Что касается требований к порядку осуществления деятельности владельца агрегатора информации о товарах, то они дифференцированы на две группы. Первая содержит универсальные требования, которые едины для всех агрегаторов информации о товарах.
А вторая – специальные требования, распространяемые на участников рынка, на долю которых приходится более 20% общего объема сделок между продавцами и покупателями с использованием агрегаторов за предшествующий год. Для второй группы предусмотрены более жесткие ограничения, направленные на защиту рынка от монополизации, – например, в части запретов на включение в договор условий об отказе от конкуренции, о ценовом паритете, дискриминационных условий реализации товаров, навязыванию определенных невыгодных условий поставщикам и владельцам пунктов выдачи заказов и т. п. К слову, в случае одобрения законопроекта крупные маркетплейсы не смогут:

  • устанавливать выплаты и компенсации, не являющиеся стоимостью услуг или мерами ответственности в связи с нарушением обязательств по договору, в том числе связанные с возвратом товара продавцу;
  • превышать предельную совокупную стоимость всех услуг, оказываемых владельцем агрегатора информации о товарах, – 10% от общей стоимости товара, в отношении которого оказаны услуги.
Документом также установлен правовой статус продавцов и владельцев пункта выдачи заказов, очерчен круг их прав и обязанностей. К примеру, продавцы и владельцы пунктов выдачи заказов смогут обращаться к владельцу маркетплейса с письменным требованием о предоставлении мотивированного обоснования применения мер ответственности за нарушение договора с указанием оснований и продолжительности их применения. В свою очередь, по мотивированному требованию владельца агрегатора они должны будут и сами предоставлять информацию о товаре, в том числе необходимую для ответа на обращения третьих лиц.

Согласно инициативе, органом, уполномоченным на осуществление госконтроля (надзора) за соблюдением соответствующих требований, должна стать ФАС России. Ей планируется предоставить полномочия по рассмотрению дел о нарушении соответствующих правил.

"С учетом специфики сферы электронной торговли законопроектом также предлагается разграничить посредническую деятельность агрегаторов информации о товарах и торговых сетей. В то же время владельцы агрегаторов информации на товары могут посредством собственного агрегатора осуществлять реализацию собственных товаров в качестве продавцов. Такая деятельность маркетплейсов в условиях более низкого уровня затрат по продаже собственного товара обладает сетевым эффектом, обеспечивающим влияние на условия обращения товара на товарном рынке, аналогичным влиянию крупных торговых сетей", – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Если законопроект одобрят депутаты Госдумы, поддержит Совет Федерации и соответствующий закон подпишет Президент РФ, то его положения вступят в силу с 1 марта 2025 года.
















Источник: https://www.garant.ru/news/1687942/