- деятельность владельцев агрегаторов информации о товарах;
- деятельность продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов;
- отношения, возникающие между владельцами маркетплейсов, продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов;
- особенности осуществления госконтроля (надзора) за соблюдением установленных правил и требований.
Устанавливаются существенные условия и иные требования к договорам, заключаемым владельцем агрегатора о товарах с продавцом и с владельцем пункта выдачи заказов. Например, договор должен содержать сведения о перечне оказываемых услуг, о порядке реализации товара на агрегаторе, особенностях определения и изменения цены на товар, правилах установления размера вознаграждения владельца агрегатора, особенностях осуществления взаиморасчетов между сторонами и т. д. В нем же необходимо будет прописывать ответственность сторон за нарушение положений договора, включая перечень санкций, основания и порядок их применения. Законопроектом предусмотрено обязательное размещение текста договора в действующей и предыдущих редакциях на интернет-сайте владельца агрегатора информации о товарах.
Что касается требований к порядку осуществления деятельности владельца агрегатора информации о товарах, то они дифференцированы на две группы. Первая содержит универсальные требования, которые едины для всех агрегаторов информации о товарах.
А вторая – специальные требования, распространяемые на участников рынка, на долю которых приходится более 20% общего объема сделок между продавцами и покупателями с использованием агрегаторов за предшествующий год. Для второй группы предусмотрены более жесткие ограничения, направленные на защиту рынка от монополизации, – например, в части запретов на включение в договор условий об отказе от конкуренции, о ценовом паритете, дискриминационных условий реализации товаров, навязыванию определенных невыгодных условий поставщикам и владельцам пунктов выдачи заказов и т. п. К слову, в случае одобрения законопроекта крупные маркетплейсы не смогут:
- устанавливать выплаты и компенсации, не являющиеся стоимостью услуг или мерами ответственности в связи с нарушением обязательств по договору, в том числе связанные с возвратом товара продавцу;
- превышать предельную совокупную стоимость всех услуг, оказываемых владельцем агрегатора информации о товарах, – 10% от общей стоимости товара, в отношении которого оказаны услуги.
Согласно инициативе, органом, уполномоченным на осуществление госконтроля (надзора) за соблюдением соответствующих требований, должна стать ФАС России. Ей планируется предоставить полномочия по рассмотрению дел о нарушении соответствующих правил.
"С учетом специфики сферы электронной торговли законопроектом также предлагается разграничить посредническую деятельность агрегаторов информации о товарах и торговых сетей. В то же время владельцы агрегаторов информации на товары могут посредством собственного агрегатора осуществлять реализацию собственных товаров в качестве продавцов. Такая деятельность маркетплейсов в условиях более низкого уровня затрат по продаже собственного товара обладает сетевым эффектом, обеспечивающим влияние на условия обращения товара на товарном рынке, аналогичным влиянию крупных торговых сетей", – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Если законопроект одобрят депутаты Госдумы, поддержит Совет Федерации и соответствующий закон подпишет Президент РФ, то его положения вступят в силу с 1 марта 2025 года.
Источник: https://www.garant.ru/news/1687942/